Лето- особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общения. Работа дошкольного учреждения в летний период имеет свою специфику.
Летнюю работу с детьми в дошкольном учреждении принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель и направление. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиваться, чтобы каждый ребенок закалился.
Успех летней работы определяется прежде всего тем, насколько своевременно подготовиться к ней коллектив дошкольного учреждения. Лето вносит ряд перемен в условия жизни детей, в организацию работы с ними. Дети чувствительны ко всем переменам. Чтобы сделать незаметным для них переход к новым условиям, требуется исключительная четкость в работе персонала, продуманная организация всех режимных моментов, особое внимание к каждому ребенку, забота о его хорошем самочувствии, бодром настроении.
Для укрепления здоровья детей важно поддержать у них в течение всего летнего периода бодрый жизненный тонус, стремление и интерес к деятельности, уверенность в своих силах и возможностях, чувство удовольствия от жизни среди сверстников.
В летнее время создаются наиболее оптимальные возможности для проведения оздоровительной работы в детском коллективе. Дети большую часть времени проводят на свежем воздухе, совершают длительные пешеходные прогулки, с ними активнее проводят различные закаливающие процедуры, увеличивают им нагрузку во время занятий по физическому воспитанию.
В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников в условиях функционирования различных форм организации дошкольного образования необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.
Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:
- обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;
- максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);
- использовать технологическую и кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;
- учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
- основные приемы пищи (завтрак, обед, ужин) в течение дня должны предусматриваться через каждые 3,5-4 часа;
- обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.);
- обеспечить бесперебойную работу холодильного оборудования для хранения скоропортящихся и особо скоропортящихся продуктов при температуре от +2 до +6С.
Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается их потребность в белке – основном пластическом материале.
Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительные количества минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности детского рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта – ухудшается аппетит. Для покрытия повышенной потребности детей в пищевых веществах и энергии в питание необходимо вносить соответствующие изменения.
Во-первых, калорийность питания детей в детском саду необходимо увеличить примерно на 10--15%, что достигается путем увеличения количества молока (преимущественно в виде кисломолочных напитков, которые благоприятно действуют на организм ребенка), а также свежих овощей, фруктов и соков.
Во-вторых, биологическая ценность детских рационов в летний период повышается за счет использования свежей зелени, обогащенной витаминами и микроэлементами.
Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто также за счет повышения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать какое-либо богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, так как после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.
В летнее время, кроме общепринятых трех приемов пищи, вводится дополнительно второй завтрак состоящий из сока или свежего фрукта.
В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.
С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 ° C — +15 ° C, перед раздачей пищи. При
С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.
В летний период изменяется, и время приема пищи. Первый завтрак лучше давать пораньше утром, когда температура воздуха еще невысока и аппетит ребенка не нарушен. Обед можно перенести на 15-30 минут раньше, чтобы не проводить его в самое жаркое время дня. Вводится второй завтрак (10ч.), который включает соки, фрукты, ягоды.
В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости (сертификат качества), или кипяченая, которая хранится не более 6 часов. Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей. При организации длительных экскурсий воспитатели обязательно должны взять с собой запас питья (кипяченую воду) и стаканчики по числу детей.
При организации питания по меню скомплектованных рационов питания ведутся накопительные ведомости расходов продуктов на одного ребенка. На основании накопительных ведомостей регулярно (для учреждений дошкольного образования оптимально один раз в 7 рабочих дней) медицинским работником (иным уполномоченным лицом) учреждения образования, совместно с руководителем учреждения образования проводится анализ выполнения установленных норм питания и принимаются меры по улучшению его качества.
На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 года №317 "О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования" и в связи с организацией работы в летний оздоровительный период, денежные нормы расходов на питание в учреждениях дошкольного образования района увеличиваются на 10% с 1 июня по 31 августа 2022 года.
раскрыть » / « свернуть